Дислексия - проблемы к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
В России дислексия встречается у 10% детей.
- затруднение с овладением навыком чтения;
- затруднение с овладением навыком письма;
- проблемы с грамотностью.
Многочисленные исследования с помощью МРТ, ПЭТ и др. доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга у таких людей функционально менее активны, чем у других.
Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга.
Симптомы дислексии
- интеллект сохранён;
- чтение с ошибками, угадывающее чтение;
- непонимание прочитанной информации;
- трудности пересказа только что прочитанного текста;
- трудности в написании слов, даже простых;
- множество ошибок даже при списывании текста;
- написание слов задом наперед;
- выраженные проблемы с почерком;
- неспособность выполнять задание в установленный срок;
- повышенная чувствительность нервной системы;
- излишняя эмоциональность;
- импульсивность;
- нарушение координации движений;
- неуклюжесть;
- расстройство схемы тела;
- затруднение в определении правой и левой стороны;
- нарушения межполушарного взаимодействия;
- обострённый эстетический вкус.
Психологические трудности при дислексии:
- эмоциональная нестабильность;
- изменчивость настроений;
- подверженность скуке;
- психологический дискомфорт;
- трудности концентрации на одной деятельности;
- склонность быстро терять интерес;
- неуверенность в себе;
- высокий уровень тревожности;
- страх ошибки.
Профилактика. В возрасте 4-5 лет ребенка необходимо показать специалисту. Если дислексия выявлена в детстве, то правильная коррекция поможет уменьшить ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.
Дисграфия
Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах. В России встречается у 20% детей.
Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.
Выделяется следующие варианты:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения.
Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.
Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи.
Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (ч-щ, б-п);
- нарушения в обозначении мягкости согласных ("маленкие");
- искажения звукобуквенной структуры слова ("поплькли — поблёкли").
Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (о-а, ю-у);
- искажения звукобуквенной структуры слова ("птичк, помогайт, пичкам");
нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы ("в оконнов стекла").
Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:
- замены букв (н-т);
- искажения звукобуквенной структуры слова ("подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц");
- нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);
- аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).
Профилактика. В возрасте 4-5 лет ребенка необходимо показать специалисту. Если дисграфия выявлена в детстве, то правильная коррекция поможет уменьшить ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.
Дискалькулия
Дискалькулия – неспособность к изучению математики. Часто является самостоятельным заболеванием, а не побочным следствием других проблем. У людей с дискалькулией внутритеменная борозда теменной доли меньше, чем у большинства людей, и недостаточно активна.
Симптомы дискалькулии:
- Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.
- Он не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.
- Ребенок не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на части.
- У ребенка нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.
- Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.
- Ребенку трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.
- Ребенок не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.
- Ребенок не способен правильно записать числа.
- Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.
Профилактика. В возрасте 4-5 лет ребенка необходимо показать специалисту. Если дискалькулия выявлена в детстве, то правильная коррекция поможет уменьшить ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.