+7 (916) 678 62 16
Есть вопросы? Задайте их мне!
Отправить

Дислексия

Дислексия - проблемы к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.
В России дислексия встречается у 10% детей.

  1. затруднение с овладением навыком чтения;

  2. затруднение с овладением навыком письма;

  3. проблемы с грамотностью.


Многочисленные исследования с помощью МРТ, ПЭТ и др. доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга у таких людей функционально менее активны, чем у других.


Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга.


Симптомы дислексии



  • интеллект сохранён;

  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;

  • непонимание прочитанной информации;

  • трудности пересказа только что прочитанного текста;

  • трудности в написании слов, даже простых;

  • множество ошибок даже при списывании текста;

  • написание слов задом наперед;

  • выраженные проблемы с почерком;

  • неспособность выполнять задание в установленный срок;

  • повышенная чувствительность нервной системы;

  • излишняя эмоциональность;

  • импульсивность;

  • нарушение координации движений;

  • неуклюжесть;

  • расстройство схемы тела;

  • затруднение в определении правой и левой стороны;

  • нарушения межполушарного взаимодействия;

  • обострённый эстетический вкус.


Психологические трудности при дислексии:



  • эмоциональная нестабильность;

  • изменчивость настроений;

  • подверженность скуке;

  • психологический дискомфорт;

  • трудности концентрации на одной деятельности;

  • склонность быстро терять интерес;

  • неуверенность в себе;

  • высокий уровень тревожности;

  • страх ошибки.


Профилактика. В возрасте 4-5 лет ребенка необходимо показать специалисту. Если дислексия выявлена в детстве, то правильная коррекция поможет уменьшить ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дисграфия
Дисграфия — расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания. Например, ребёнок заменяет графически сходные буквы при написании (ш-щ, т-ш, в-д, м-л), пропускает и переставляет буквы и слога в словах. В России встречается у 20% детей.

Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок, не связанных с применением орфографических правил.


Выделяется следующие варианты:



  • ошибки на уровне буквы и слога;

  • ошибки на уровне слова;

  • ошибки на уровне предложения.


Возникновение таких ошибок у школьников не связано со снижением интеллектуального развития, выраженными нарушениями слуха и зрения или нерегулярностью школьного обучения.


Вероятность дисграфии велика при общем недоразвитии речи.


Лёгкая степень. Виды дисграфических ошибок:



  • замены букв (ч-щ, б-п);

  • нарушения в обозначении мягкости согласных ("маленкие");

  • искажения звукобуквенной структуры слова ("поплькли — поблёкли").


Средняя степень. Виды дисграфических ошибок:



  • замены букв (о-а, ю-у);

  • искажения звукобуквенной структуры слова ("птичк, помогайт, пичкам");

  • нарушение структуры предложения, слитное написание слов, аграмматизмы ("в оконнов стекла").



Тяжёлая степень. Виды дисграфических ошибок:



  • замены букв (н-т);

  • искажения звукобуквенной структуры слова ("подут-пойдут, оненповесяет – они повесят, даптиц – для птиц");

  • нарушения структуры предложения — слитное написание слов (сюга – с юга, даптиц – для птиц), перестановки слов (деревях на – на деревьях);

  • аграмматизмы (моного доменько – много домиков, оненповесяет – они повесят).


Профилактика. В возрасте 4-5 лет ребенка необходимо показать специалисту. Если дисграфия выявлена в детстве, то правильная коррекция поможет уменьшить ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

Дискалькулия
Дискалькулия – неспособность к изучению математики. Часто является самостоятельным заболеванием, а не побочным следствием других проблем. У людей с дискалькулией внутритеменная борозда теменной доли меньше, чем у большинства людей, и недостаточно активна.

Симптомы дискалькулии:



  1. Ребенок не понимает, что такое число и не знает названия чисел.

  2. Он не понимает, по какому принципу выстроен числовой ряд, не способен определить место числа в последовательности.

  3. Ребенок не способен производить операции со сложными числами, не понимает, как разложить число на части.

  4. У ребенка нарушена способность к сравнению чисел. Он не понимает, что означает большее и меньшее число.

  5. Сравнения количества и размеров предметов также вызывают затруднения.

  6. Ребенку трудно производить арифметические действия над числами, он не понимает значение этих действия. Он способен выполнять только элементарные арифметические операции с помощью ручного, а не мысленного счета.

  7. Ребенок не знает последовательности арифметических действий и не способен решать примеры из нескольких действий.

  8. Ребенок не способен правильно записать числа.

  9. Из-за нарушений способности к визуализации ребенок способен решать задачи только при условии наличия их предметного составляющего. Он не способен представить то, что описывается в задаче.


Профилактика. В возрасте 4-5 лет ребенка необходимо показать специалисту. Если дискалькулия выявлена в детстве, то правильная коррекция поможет уменьшить ее до уровня, который позволяет нормально жить и обучаться.

+7 (916) 678 62 16