+7 (916) 678 62 16
Есть вопросы? Задайте их мне!
Отправить

Две стороны одной медали. Символ - геометрические фигуры.
Two sides of the same coin. The symbol - a geometric shape.

Шкляр Татьяна Львовна,
кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры маркетинга и коммерции Московского государственного университете экономики, статистики и информатики
tlb@mail.ru
8-901-599-00-51
8-916-678-62-16
Акаемова Анжела Валериевна,
кандидат исторических наук, доцент кафедры маркетинга Киевского университета управления и предпринимательства
angel-a@inbox.ru
+380934528053
+380445692413

Shklyar Tatyana Lvovna,
candidate of economic Sciences, senior teacher of the chair of marketing and Commerce, Moscow state University of Economics, statistics and Informatics
tlb@mail.ru
8-901-599-00-51
8-916-678-62-16
Akimova Angela Valerievna,
candidate of historical Sciences, associate Professor of the marketing Department of Kyiv University of management and entrepreneurship
angel-a@inbox.ru
+380934528053
+380445692413

АННОТАЦИЯ
Авторы данной статьи рассмотрели влияние геометрических фигур в политике и экономике. На разных примерах продемонстрировали общее воздействие на психологию потребителя. Разделяя власть и бизнес, маркетологи многое теряют. Авторы предлагают посмотреть, как влияют сущность и роль символов на эти два, на первый взгляд, различных вектора.
ABSTRACT
The authors of this article examined the effect of geometrical figures in politics and economy. Different examples demonstrated an overall impact on the psychology of the consumer. Sharing the power and business, marketers are missing. The authors propose to see what the impact is of the essence and role of the characters on these two, at first glance, a different vector.
Ключевые слова: Геометрическая фигура, психология рекламы, символ в политике, символ в рекламе, маркетинговые коммуникации, знаки, логотип, политическая символика, экономическая символика, семиотика, эмблема.
Keywords: Geometric figure, psychology of advertising, a character in politics, a symbol in advertising, marketing communications, insignia, logo, political symbolism, economic symbolism, semiotics, the emblem.

Символ есть центр, из которого расходятся бесчисленные радиусы, — образ, в котором каждый, со своей точки зрения, усматривает нечто другое, но в то же время все уверены, что видят одно и то же.
«Афоризмы житейской мудрости» Артур Шопенгауэр – философ
Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство специалистов по маркетингу разделяют политику и экономику (власть и бизнес) – это, скорее, эмоциональная позиция, традиционно не замечающая позитив¬ных моментов единства этих двух составляющих. Авторы данной статьи предлагают посмотреть на обе стороны одной медали и на некоторых примерах показать взаимосвязь этих двух составляющих.
Как в политике, так и в экономике главное донести нужную информацию. Ключевым моментом является то, что данная коммуникация носит намеренный характер и рождается для получения необходимой реакции со стороны получателя. Для этого создается реклама, пишутся статьи, плакаты и многое другое. В обоих вариантах создается бренд, который в последствие продвигают.
Пробиться сквозь информационный шум к своему потребителю можно за счет использования «правильного» символа (знака, логотипа, эмблемы). Издревле человечество наделяет различные знаки безграничной силой, которые могут принести пользу, но так же и нанести вред. Авторы предлагают рассмотреть особенности восприятия символов в маркетинговых коммуникациях, как в экономике, так и в политике.
Символ (от греч. symbolon - признак) означает опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного сообщества; условный код, который значит или напоминает любое понятие; образ, воплощающий определенную идею [4, c.487]. Семиотика исследует символы и знаки. Как наука она начала зарождаться в конце ХІХ – вначале ХХ столетия. Ее основателями принято считать американского философа, логика и математика Чарльза Сандерса Пирса и швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра.
Со времени основания науки семиотики, полученные с помощью ее знания, приобрели практическое приложение в таких отраслях, как лингвистика, история, философия, экономика, политология. С ее помощью можно найти верное значение тех или других символов, ускорить процесс коммуникации и улучшить его качество, приблизить определенные идеи к целевой аудитории. С помощью знаков и символов осуществляется целеустремленная коммуникация с целевыми группами, ускоряется передача сообщений. Разнообразные эмблемы являются неотъемлемой составляющей экономических маркетинговых стратегий и политической рекламы в частности, они помогают более эффективно влиять на мнения и поведение субъектов коммуникации, что особенно важно сегодня.
Грамотно разработанный логотип, донесет информацию потребителю о производителе, а также обеспечить узнаваемость продукта или партии.
Логотип – это определенный символ, который обозначает ту или иную компанию, и представляет ее на рынке. Очень часто при создании логотипа или знака выбирается основа из простейших геометрических фигур, таких как: круг, прямоугольник, квадрат, звезда, ромб и т.д. [6]. Выбирая для базы своего логотипа определенную фигуру, Вы получаете геометрический «код», который впоследствии будет влиять на организацию, выпускаемою продукцию или на политическую партию. Геометрические фигуры непосредственно связаны с ценностями, архетипичными символами, которые им приписывают в соответствующей социокультурной среде [2, с.122]. Под архетипом понимаются универсальные образы и символы, которые содержатся в коллективном бессознательном. Благодаря архетипам у индивидуумов возникают определенные чувства и мысли относительно объекта, знака, события.
Визуальная семиотика оказывается эффективнее, чем лингвистическая или цветовая, поэтому стоит обратить внимание на известное высказывание: «увидеть собственными глазами». Преимуществами визуальной семиотики можно считать то, что она не нуждается в знании иностранных языков, не нужно тратить дополнительные усилия, ее анализ происходит достаточно быстро.
Рассмотрим, несколько фигур в отдельности.
Круг – солнце, равенство границ, ноль, духовность, гармония.
Круг, без сомнения, самая универсальная из всех геометрических фигур, символ цельности, полноты и ограниченности, вечности и бесконечности, единства и совокупности, постоянства и цикличности. Эта древняя символика круга раскрывается во многих выражениях великорусского языка: совокупность знакомых определяет «круг общения»; единство интересов цементирует «круг единомышленников»; безвыходную ограниченность в замкнутой цельности бытия иллюстрирует «замкнутый круг», а вечность и цикличность времени отмечает «круглый год», поскольку «все возвращается на круги своя».
Совершенная фигура в мифологии может олицетворять многие космические объекты: золотой круг (диск) представляет Солнце, серебряный — Луну, звездный — бездонный космос, голубой или синий — небо, отделяющий от хаоса упорядоченную Вселенную.
В мифологии круг— одна из основных форм структурирования пространства. Многие народы, такие как: казахи, индейцы, чукчи, ненцы и др., строят жилища круглой формы: Бог построил шалаш вокруг шеста. Круг создаёт сакральную преграду, охраняющую человека и его мир от актуальной или потенциальной опасности. Магический круг защищает от нечистой силы, ведьм посредством магического «закрытия» охраняемого объекта, делает его невидимым для нечистых сил, создаёт границу, которую не может пересечь зло. Магический круг — универсальный оберег, хорошо подходящий для защиты от всего, что входит в сферу зла и смерти.
В современной эмблематике используются тысячи всевозможных знаков и символов, важной составной частью которых является круг. Условно их можно разделить на три группы:
1. символические изображения, вписанные в круг;
Рис. 1 Логотип сети кофеен Starbucks
Внутри круга изображена сирена-русалка «Предполагалось, что эта сирена так же соблазнительна, как и кофе Starbucks».
Рис. 2 Логотип калмыцкого экологического движения «Степной Тюльпан»
2. буквенные знаки, обведенные кругом;
Рис. 3 Логотип автомобильного концерна BMW
Бело-голубой логотип представляет цвета баварского флага
1. цифровые знаки, помещенные в круг.
Рис. 4 Логотип пятого телевизионного канала
Овал - Своими сторонами овал символизирует инволюцию и эволюцию. Немного наклонённый овал ассоциируется с динамикой, напором, стремлением вперёд и инновационностью.
Рис. 5 Логотип автомобилей Ford
Рис. 6 Логотип украинской народной партии

Квадрат - земля, упорядоченность, циклы природы (вместо со знаком креста).
Квадрат — универсальная равносторонняя геометрическая фигура, символ стабильности и постоянства, равновесия и пропорциональности, защиты и ограничения. В Индии, Китае, Монголии и других странах Востока квадрат рассматривался как эмблема Земли и материального мира вообще, в противоположность кругу, воплотившему в себе божественную, небесную и духовную сферу.
Квадрат в мифологии выступает как основная модель структурирования мира и является символом 4, в пространственном (четыре стороны света), в элементарном (четыре стихии), во временном (четыре времени года, стадии человеческой жизни и эпохи человечества) и в социальном (четыре основных класса) его аспекте. Все эти четверичные структуры задают основу порядка и стабильности мироздания. По этой причине связанные со сферой сакрального предметы, имеющие квадратную форму, могут рассматриваться в качестве символов мироздания (шахматная доска, бубны шаманов).
Рис. 7 Логотип конструктора Lego
Обыгрывает форму коробки и форму деталей
Рис. 8 Логотип политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Прямоугольник - практичность, стена, защита, бумага. Золотая пропорция указывает наиболее естественную форму.
Прямоугольник всегда был и остаётся излюбленной геометрической формой человека. Это форма символизирует надёжность и рациональность.
Рис. 9 Логотип интернет магазина футболок
Рис. 10 Логотип партии Национальное Возрождение Польши
Треугольник - мужское начало, огонь, гора, власть. Перевёрнутый треугольник наоборот является женским началом, луной, водой, дождём.
Треугольник является одной из первых геометрических фигур, которая стала использоваться в орнаментах древних народов. В Древнем Египте он был прямоугольным и являлся воплощением триады духовной воли, любви и высшего разума человека. Вертикальная сторона египетского треугольника составляла три единицы длины, основание — четыре, а гипотенуза — пять. Толковалась эта геометрическая фигура следующим образом: вертикальную сторону соотносили с мужским началом, основание — с женским, а гипотенуза символизировала плод их союза.
На Древнем Востоке почитали треугольник как символ природы всего сущего.
Рис. 11 Логотип Группы «Русская медная компания», символизирует медный кристалл
Рис. 12 Логотип партии христианских демократов Эстонии
Ромб – мощь, сверх агрессия, смелость. Графический символ всесторонней активности. Сильный знак богатства и покровительства.
Рис. 13 Логотип компании Renault
Рис. 14 Логотип Mitsubishi
Mitsubishi - Название в переводе означает «три бриллианта»

Звезда - закон, порядок, надежда. Символ престижа, энергии солнца.
Пентакль (пантакль) или пентаграмма. Мощный магический знак — используется в магии для связи с духами и потусторонним миром. Пентаграмма правильная — белая магия, перевернутая — черная магия.
Вписанная в круг пентаграмма у пифагорейцев означала пятилетнее молчание адепта учения.
Символически обозначает человека: пять лучей — пять чувств, голова и конечности.
Рис. 15 Логотип обуви Original Converse
Рис. 16 Логотип партии Правое дело
Гексагон - правильный шестиугольник, символ изобилия, красоты, гармонии, свободы, брака, любви, милости, удовольствий, мира, симметрий, символ числа 6, образ человека (две руки, две ноги, голова и туловище). Данная геометрическая форма часто встречается в природе: пчелиные соты, строение некоторых сложных молекул и т.д.
Рис. 12 Логотип алкогольной компании Compass Box Delicious Whisky Ltd
В заключении стоит отметить, что с помощью геометрических фигур, осуществляется влияние на субъекты коммуникации. Поэтому в последнее время при создании логотипов данный аспект не остается без внимания. Исчерпывающее описание геометрической символики потребовало бы огромного объема текстового материала. Авторы данной статьи ограничились перечнем символических значений основных форм и описанием нескольких характерных примеров. Таким образом, можно смело утверждать, что относиться к использованию геометрических форм в логотипе не серьезно нельзя. Символ может привлекать, а может отталкивать. Он может, как помочь, так и навредить. Прежде чем определится, узнайте, какую информацию несет выбранный Вами знак.

Литература:
1. Быкова Т.Н. Политическая символика: к проблеме определения и происхождения / Т.Н. Быкова // Вестник СевНТУ. Вип.91: Политология: сб. науч. тр. – Севастополь: Изд-во СевНТУ, 2008. – С.145-148.
2. Егорова-Гантман Е.В. Политическая реклама / Е.В. Егорова-Гантман, К.В. Плешаков. – М.: Центр политического консультирования «Никколо М», 1999. - 240с.
3. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры: в 3т. / Ю.М. Лотман. –Таллин: «Александра» Т.1: Статьи по семиотике и топологии культуры. - 1992. –С.191-197.
4. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Дж. Холл; пер. с англ. А.Е. Майкапара. –М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. - 656с.
5. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / У. Эко; пер. с англ. А.Г. Погоняйло, В.Г. Резник; под ред. М.Г. Ермакова. – Спб.: ТОО ТК «Метрополис», 1998. - 432с.
6. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://kurapov.name/lab/form_color_symbolism/
7. Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.phil-fak.uni-duesseldorf.de/fileadmin/Redaktion/Institute/Germanistik/AbteilungI/Busse/Texte/Busse-1993-03.pdf.
+7 (916) 678 62 16