+7 (916) 678 62 16
Есть вопросы? Задайте их мне!
Отправить

Задержка психического развития

ЗПР - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР как психолого-педагогическая категория используется только в дошкольном и младшем школьном возрасте; если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже о конституциональном инфантилизме или используют иные адекватные ситуации термины.


Общие сведения


Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции.


Причины ЗПР


Примерно в 75% случаев точная причина заболевания неизвестна. Можно лишь предположить, что дело в дефектах в генах (или хромосомах), травмах или состояниях, которые развиваются у плода в утробе матери, заболеваниях раннего возраста и влиянии окружающей среды.



  1. Биологические факторы (негрубые органические повреждения ЦНС локального характера и их остаточные явления) вызывают нарушение созревания различных отделов головного мозга, что сопровождается парциальными нарушениями психического развития и деятельности ребенка. Среди причин биологического характера, действующих в перинатальном периоде и вызывающих задержку психического развития, наибольшее значение имеют:

    • патология беременности (тяжелые токсикозы, резус-конфликт, гипоксия плода и др.), внутриутробные инфекции, внутричерепные родовые травмы, недоношенность, ядерная желтуха новорожденных, ФАС и т. д., приводящие к так называемой перинатальной энцефалопатии.

    • тяжелые соматические заболевания ребенка (гипотрофия, грипп, нейроинфекции, рахит), черепно-мозговые травмы, эпилепсия и эпилептическая энцефалопатия и др., возникающие в постнатальном периоде и раннем детском возрасте.

    • ЗПР иногда имеет наследственную природу и в некоторых семьях диагностируется из поколения в поколение.



  2. Социальные факторы. Задержка психического развития может возникать под влиянием средовых (социальных) факторов, что не исключает наличие первоначальной органической основы нарушения. Чаще всего дети с ЗПР растут в условиях гипоопеки (безнадзорности) или гиперопеки, авторитарного характера воспитания, социальной депривации, дефицита общения со сверстниками и взрослыми.
    Задержка психического развития вторичного характера может развиваться при ранних нарушениях слуха и зрения, дефектах речи вследствие выраженного дефицита сенсорной информации и общения.


Основные виды ЗПР


ЗПР конституционального характера


Причины: генетика.


Симптомы: игровое настроение вне зависимости от возраста, привязанности нестойкого проявления, нарушение эмоционально волевой сферы, частые перепады настроения.


ЗПР соматогенного характера


Причины: тяжелые заболевания с осложнениями работы мозга. Патологию могут спровоцировать перенесенные хирургические вмешательства, заболевания сердечно-сосудистой системы, дистрофии разного генеза и степени тяжести, аллергические проявления.


Симптомы: беспричинные капризы, повышенная нервозность, излишняя закомплексованность.


ЗПР психогенного характера


Причины: дефицит родительского внимания и любви, ошибки в воспитании, неблагоприятные условия жизни.


Симптомы: психозы, приступы нервозности, нарушение интеллектуальной сферы, что в результате приводит к общей психологической незрелости.


ЗПР церебрально-органического характера


Причины: внутриутробные нарушения, которые могут возникнуть из-за приема женщиной в период беременности алкогольных, токсических и наркотических веществ. Иногда причиной развития именно данного вида патологии могут быть родовые травмы и кислородное голодание мозга в период родов.


Симптомы: неустойчивость психического состояния.


Основные признаки детей с ЗПР



  • недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений;

  • незрелость мышления, преобладание игровых интересов;

  • низкий уровень работоспособности, утомляемость при интеллектуальной нагрузке;

  • замедленная включаемость в работу;

  • неумение подчиняться правилам дисциплины;

  • замедленное развитие активных форм деятельности;

  • неумение тормозить свои эмоции и желания, импульсивность;

  • недостаточная сформированность чувства долга и ответственности;

  • недостаточная способность к волевому усилию и труду;

  • несформированность навыков конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.


Список рекомендуемой литературы:



  1. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».

  2. Борякова Н.Ю. «Ступеньки развития». Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития».

  3. Ульенкова У.В. «Дети с задержкой психического развития».

+7 (916) 678 62 16